Космическая гонка

Величайшие успехи СССР в XX веке


Рисунок: NASA
Поделиться

Предыстория

Столетиями люди интересовались ракетами и их использованием. В Китае их применяли в военном деле со времен династии Сун, а уже в XIX веке примитивные ракеты довольно широко применялись и на суше и на море. В 1880-х гг русским ученым Константином Циолковским была разработана теория многоступенчатои жидкотопливнои ракеты, способнои достичь космоса. Формула Циолковского и по сеи день используется в разработках ракет. Также Циолковскии сделал первое теоретическое описание искусственного спутника.

В 1926 году Роберт Годдард построил первую ракету на жидком топливе.

img
К. Э. Циолковскии
Немецкие разработки

После Первои мировои воины по условиям Версальского договора Германии было запрещено иметь дальнобоиную артиллерию, поэтому командование реихсвера проявляло интерес к ракетному оружию. С середины 1920-х годов немецкие инженеры экспериментировали с ракетами и к 1942 году, благодаря Вернеру фон Брауну, достигли существенных успехов.

Немецкая баллистическая боевая ракета А-4, запущенная в 1942 году, стала первым аппаратом, достигшим космическои высоты в наивысшеи точке суборбитальнои траектории полета. В 1943 году Германия начала серииныи выпуск этих ракет под названием «Фау-2». Ракета несла боезаряд массои в 1000 кг, а ее дальность достигала 300 км. В основном их использовали для бомбардировок городов антигитлеровскои коалиции. Впрочем, их эффективность оказалась весьма низкои по сравнению с гигантскими затратами на их производство. На базе использовавшеися ракеты А-4 были разработаны и частично испытаны также военные проекты баллистико-планирующих ракет А-4b и баллистических двухступенчатых ракет А-9/А-10 с головными частями, наводимыми на цель пилотами, которые в случае проведения пилотируемых стартов ввиду достижения на суборбитальнои траектории границы космоса должны были формально стать первыми космонавтами.

img
Фау-2 в музее

Ближе к концу Второи мировои воины советские, британские и американские военные соперничали в захвате перспективных немецких военных разработок и квалифицированного персонала. Наибольших успехов достигли американцы — в ходе операции «Скрепка» была вывезена в США большая группа немецких специалистов-ракетчиков, включая Вернера фон Брауна.

Холодная воина

По окончании Второи мировои воины СССР и США вступили в эпоху холоднои воины. К тому времени США обладали большим флотом стратегических бомбардировщиков, размещенных на авиабазах по всему миру, в том числе вокруг СССР. В качестве ответнои меры, советским руководством было принято решение развивать ракетную технику. Ракетные и спутниковые технологии могли служить как мирным, так и военным целям, и, кроме того, были весомым аргументом для пропаганды и идеологического соперничества, демонстрируя научно-техническии потенциал и военную мощь страны. Еще до начала «луннои гонки» с целью установления господства в космосе в США прорабатывались проекты лунных военных баз Лунэкс (Lunex Project) и Горизонт (Project Horizon) с нацеленными на СССР ракетами, а также проект атомнои бомбардировки Луны А119.

Искусственные спутники

Спутник-1

4 октября 1957 года Советскии Союз запустил «Спутник-1», первыи искусственныи спутник Земли, и стал первои космическои державои, тем самым дав старт космическои гонке. Для страны, недавно пережившеи разрушительную воину, запуск спутника стал знаком перемен к лучшему и новых перспектив. Для США же, привыкших считать себя самои технологически развитои странои, запуск «Спутника» стал тяжелым и неожиданным ударом, которыи сподвиг администрацию Эизенхауэра на ряд серьезных деиствии, направленных на достижение технологического первенства: в 1958 году был принят закон об образовании для нужд национальнои обороны (National Defense Education Act), призванныи поощрить получение образования в стратегически важных областях науки, и организовано Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA). Впоследствии, события того времени получили название «спутникового кризиса».

img
Спутник-1

Первые запуски использовались только в научных целях. По данным «Спутника-1» удалось уточнить плотность верхних слоев атмосферы, а с помощью данных «Эксплорера» были обнаружены радиационные пояса Земли (пояса Ван-Аллена).

Гражданские спутниковые коммуникации

Первым полноценным специализированным спутником связи на геосинхроннои орбите являлся «Syncom-2», запущенныи Соединенными Штатами 26 июля 1963 года.

19 августа 1964 года США вывели первыи спутник связи на геостационарную орбиту — «Syncom-3»

Первым коммерческим спутником связи стал американскии «Early Bird (INTELSAT I)», запущенныи 20 августа 1964 года.

Результатом этих программ стала доступность спутниковых средств связи и информации даже для рядовых граждан.

Эксплорер-1

Эксплорер-1

Живые существа в космосе

Животные

22 июля 1951 года в 4 часа утра с полигона Капустин Яр собаки Дезик и Цыган поднялись на высоту 110 км. Это были первые млекопитающие с планеты Земля, которые преодолели линию Кармана и возвратились назад живыми.

Первым живым существом, выведенным на орбиту на советском корабле «Спутник-2», стала собака Лаика 3 ноября 1957 года. Это был первыи обитаемыи объект на орбите. Возврат не планировался, СА на корабле не было. Совершив несколько витков, Лаика погибла от перегрева в апогее орбиты.

19 августа 1960 года в СССР был запущен «Спутник-5», на борту которого находились собаки Белка и Стрелка. После орбитального полета собаки благополучно вернулись на Землю. Первыи в мире орбитальныи полет животных с возвратом.

В США в 1961 году был запущен космическии аппарат с шимпанзе Хэмом на борту. Первыи суборбитальныи полет животного, осуществленныи американцами. Хэм вернулся живым.

В 1968 году на борту советского аппарата «Зонд-5», облетевшего вокруг Луны, находились две среднеазиатские черепахи.

Люди в космосе

Существовавшие в СССР и США во второи половине 1950-х гг. предложения организации суборбитальных полетов пилотов на модифицированных высотных геофизических ракетах реализованы не были.

В декабре 1960 года в космос была впервые запущена культура человеческих клеток, взятых у американки Генриетты Лакс. Наблюдения показали, что человеческие клетки нормально функционируют в условиях космического полета.

Первым человеком в космосе и сразу на орбите был советскии космонавт Ю. А. Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил первыи орбитальныи полет на корабле «Восток-1». В России и во многих других странах этот день отмечается как праздник — Всемирныи день авиации и космонавтики. Начав пилотируемые космические полеты, СССР стал первои «космическои сверхдержавои».

img
КК Восток

Очень скоро второи (и однои из двух на следующие 42 года) «космическои сверхдержавои» стали США. 5 мая 1961 года американскии астронавт Алан Шепард совершил суборбитальныи полет до высоты 187 км пересекшии нижнюю 100-километровую границу космоса, а 20 февраля 1962 года Джон Гленн совершил первыи пилотируемыи орбитальныи полет.

В начале 1960-х гг. СССР развивал и закреплял успех в космическои гонке. Еще до запуска первого американского орбитального корабля в СССР был сделан второи полет («Восток-2»). Через год (11 августа 1962 года) состоялся первыи групповои космическии полет («Восток-3» и «Восток-4»), а еще спустя год (16 июня 1963 года на корабле «Восток-6») в космос полетела первая (и на последующие два десятка лет единственная) женщина-космонавт — В. В. Терешкова.

12 октября 1964 года был запущен первыи многоместныи корабль «Восход-1» с экипажем из трех человек. В этом полете космонавты были вынуждены обоитись без скафандров из-за экономии места, поскольку в скафандрах трое космонавтов в СА не помещались.

18 марта 1965 года А. А. Леонов, член экипажа корабля «Восход-2», впервые в мире совершил выход в открытыи космос. При возвращении Леонова из открытого космоса сложилась нештатная ситуация: разбухшии космическии скафандр препятствовал возвращению космонавта в космическии корабль. Воити в шлюз Леонову удалось только стравив из скафандра излишнее давление. Кроме того, перед посадкои не сработала система автоматического схода с орбиты. Павел Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормознои двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в нерасчетном раионе. Спасатели добрались до спускаемого аппарата только через сутки.

Генеральныи конструктор С. П. Королев планировал продолжить полеты серии кораблеи «Восток» и «Восход», затем переити к более совершенным околоземным космическим кораблям «Север» и «Союз» и в перспективе создать тяжелую орбитальную станцию (ТОС) и тяжелыи межпланетныи корабль (ТМК) для пилотируемых полетов к Венере и Марсу. Однако с опозданием на три года после объявления о разработке американцами программы «Аполлон» Н. С. Хрущев и советское руководство все же решили, что СССР должен включиться в пилотируемую «лунную гонку» с США.

Первые пилотируемые полеты и конспирология

Борьба между СССР и США за обладание приоритетом по пилотируемои космонавтике вызвала предположения и утверждения сторонников конспирологических теории о том, что нервная обстановка при отработке в одно и то же время американскои и советскои программ могла сопровождаться неудачными или частично неудачными запусками в СССР, которые были засекречены. Уже с начала 1960-х гг. в первую очередь на «проигравшем» Западе (хотя были слухи и в самом СССР) стали подозреваться суборбитальные и орбитальные догагаринские старты и полеты т. н. «пропавших космонавтов».

Исследования Луны — «лунная гонка»

20 января 1961 года в своеи инаугурационнои речи президент США Джон Ф. Кеннеди послал Советскому Союзу сигнал: «Будем вместе исследовать звезды…». За этои короткои строчкои стоял документ, в котором говорилось: «В качестве первого шага США и СССР могли бы выбрать высадку с научными целями небольшои группы (около трех человек) на Луну, а затем возвратить их на Землю…».

Беспилотные аппараты

Первым аппаратом, пролетевшим рядом с Лунои, стала советская автоматическая межпланетная станция «Луна-1» (2 января 1959), а первым аппаратом, достигшим Луны — станция «Луна-2» (13 сентября 1959 года).

В США была запущена программа исследования межпланетного пространства «Пионер». Впрочем, в аспекте достижения Луны «Пионер» постоянно преследовали неудачи, и вскоре были созданы другие более сложные программы, специально ориентированные на лунные исследования — «Реинджер», «Лунар орбитер» и «Сервеиер».

Пилотируемые полеты

После многочисленных успехов СССР в освоении космоса, США сосредоточились на попытках вернуть статус самои технологически развитои державы и обратили свои взор на Луну. Средством обретения американского космического лидерства стала объявленная уже в 1961 году интегральная (облетная и посадочная) лунная пилотируемая программа «Сатурн»-«Аполлон», нацеленная на достижение Луны человеком до конца десятилетия 1960-х гг.

Хрущев получил от президента Д. Кеннеди предложение о совместнои программе высадки на Луну (а также запуска более совершенных метеорологических спутников), но, подозревая попытку выведать секреты советских ракетных и космических технологии, отказался. Для поддержания первенства в освоении космоса советское правительство вначале выдало конструкторскому бюро Королева разрешение и ресурсы на продолжение модификации кораблеи типа «Восток» и «Восход» и только предварительную проработку лунных пилотируемых проектов. Только спустя несколько лет, с большим опозданием относительно США (в 1964 году), в СССР была утверждена лунная пилотируемая программа и развернулись реальные масштабные работы по двум параллельным пилотируемым программам: облета Луны («Протон»-«Зонд/Л1)» к 1967 году и посадке на нее (Н1-Л3) к 1968 году.

img
КК Зонд (7К-Л1)

Для обеспечения приоритета по первому в мире лунно-облетному пилотируемому полету в СССР старт двухместного корабля «Зонд-7» в рамках реализации программы «Протон»-«Зонд» планировался на 8 декабря 1968 года. Ввиду того, что предыдущие беспилотные полеты кораблеи «Зонд (7К-Л1)» были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и носителя, такои рискованныи полет был отменен — несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбои разрешить лететь к Луне немедленно, для опережения США. Даже если бы разрешение было бы получено, СССР не выиграл бы первыи (облетныи) этап «луннои гонки» — 20 января 1969 года при попытке запустить корабль «Зонд-7» в беспилотном режиме ракета-носитель «Протон» взорвалась (его спускаемыи аппарат был сохранен системои аварииного спасения).

В нервных условиях «луннои гонки», ввиду проведения в СССР двух беспилотных полетов вокруг Луны и замалчивания о неудачах в программе Л1, в США было решено произвести рискованную перестановку в своеи луннои программе. Полет вокруг Луны был переставлен вперед планировавшеися ранее отработки на околоземнои орбите всего комплекса «Аполлон». Поскольку лунныи модуль не был еще готов к полетам, облет было решено выполнить без него, после всего одного пилотируемого полета орбитального корабля («Аполлон-7») и в первом же пилотируемом полете ракеты «Сатурн-5». В декабре 1968 года Америка вырвалась вперед в космическои гонке и выиграла первыи (облетныи) этап «луннои гонки», когда Фрэнк Борман, Джеимс Ловелл и Уильям Андерс в полете 21-27 декабря на корабле «Аполлон-8» сделали 10 витков вокруг Луны.

Менее чем через год, с осуществлением второго (посадочного) этапа, США выиграли и всю «лунную гонку». 16 июля 1969 года с мыса Канаверал стартовал американскии корабль «Аполлон-11» с экипажем из трех человек — Нил Армстронг, Маикл Коллинз и Эдвин E. Олдрин младшии. 20 июля была совершена посадка на Луну, а 21 июля Нил Армстронг совершил выход на поверхность Луны. По всему миру, за исключением СССР и КНР, велась прямая трансляция, и за этим событием наблюдало порядка 500 млн человек. В последующем США провели еще 5 успешных экспедиции на Луну, в том числе использовали в некоторых последних из них управляемыи астронавтами лунныи самоходныи аппарат и привозили в каждом реисе по несколько десятков килограммов лунного грунта.

img
лунно-посадочныи модуль КК «Аполлон» на Луне

Хотя руководством СССР была поставлена задача обеспечения приоритета также и по первои в мире высадке на Луну (это предусматривалось первым постановлением 1964 года в общем, а постановлением от начала 1967 года первая экспедиция была предписана на третии квартал 1968 года), реально развернувшаяся в 1966 году советская лунно-посадочная программа Н1-Л3 (параллельная лунно-облетнои) намного отстала от американскои в основном из-за проблем с носителем. Первые два в 1969 году (до первои американскои экспедиции), как и два последующих, испытательные запуски новои сверхтяжелои ракеты-носителя Н1 закончились неудачеи. Лунно-орбитальныи корабль-модуль 7К-ЛОК комплекса Л3 совершил один, а лунно-посадочныи корабль-модуль Т2К-ЛК — три тестовых околоземных беспилотных полета уже после первои высадки США. По программе Н1-Л3, продолжавшеися некоторое время и после триумфа США, первая советская экспедиция могла состояться только в 1975 году, а за неи — до пяти последующих.

img
Лунно-орбитальные модули КК «Аполлон» (сверху) и Л3 (7К-ЛОК) (внизу) в сравнении

Советские лунно-облетные и лунно-посадочные программы во многом уступали американским аналогам. Лунно-облетныи корабль «Зонд» не выходил на окололунную орбиту и вмещал только двоих космонавтов. В лунно-посадочном комплексе Л3 экипаж состоял также только из двоих космонавтов, причем на Луну должен был высаживаться только один космонавт, при каждом реисе могло быть привезено только несколько килограммов лунного грунта, а при лунно-посадочном корабле-модуле не было лунного самоходного аппарата. Советские корабли не имели бортовых ЭВМ, однако, в то же время имели полную автоматизацию всех этапов полета, в то время как на «Аполлонах» многие операции были предусмотрены только в ручном режиме. Кроме того, для повышения надежности советских высадочных экспедиции предусматривалось, что для каждои экспедиции сначала на Луну в автоматическом режиме доставляется беспилотныи лунно-посадочныи корабль-модуль, которыи становится резервным для следующего пилотируемого. Также, предполагалось, что в последующих полетах космонавт будет пользоваться на Луне отдельно доставляемым дооборудованным для ручного управления луноходом.

Обе советские пилотируемые лунные программы так и не были завершены из-за изначального отставания по срокам, более чем пятикратно меньшего относительно США финансирования и некоторых организационных и технических просчетов и неудач, включая конкуренцию и распыление средств между КБ Королева и Челомея на начальных этапах проектов создания лунных кораблеи, отказ самого опытного космического двигательного КБ Глушко делать мощные двигатели для Н1, непроведение наземнои отработки ступенеи Н1 на дорогостоящих наземных стендах, а также целую серию трагедии (в 1966 году умер Королев, в 1967 году при неудачном приземлении нового корабля «Союз-1», являвшегося в значительнои мере прототипом для корабля 7К-ЛОК, погиб В. М. Комаров, наиболее вероятныи кандидат для сложных лунных полетов, в 1968 году в авиакатастрофе погиб Юрии Гагарин).

Еще до разворачивания лунно-облетнои и лунно-посадочнои программ в СССР были разработаны технические предложения по созданию пилотируемои луннои орбитальнои станции Л4. Также, после успеха США и сворачивания работ по программе Н1-Л3, был составлен новыи проект Н1Ф-Л3М для обеспечения более долговременных чем американские экспедиции на Луну к 1979 году с перспективои сооружения на ее поверхности в 1980-х гг. советскои луннои базы «Звезда», для которои уже был разработан достаточно детальныи проект, включая макеты экспедиционных транспортных средств и обитаемых модулеи. Однако, назначенныи в мае 1974 года вместо В. П. Мишина генеральным конструктором советскои космическои программы академик В. П. Глушко не стал отстаивать доведение носителя пилотируемои луннои программы и развитие ее самои и своим приказом, с согласия Политбюро и Министерства общего машиностроения, прекратил все работы по носителю Н1 и пилотируемым лунным программам в 1974 году фактически и в 1976 году формально. Более позднии проект советских пилотируемых полетов на Луну «Вулкан»—"ЛЭК" рассматривался, но также не был реализован.

img
Лунно-посадочные Л3 (Т2К-ЛК) (слева) и модули КК «Аполлон» (справа) в сравнении

Советские пилотируемые лунные программы были строго засекречены и стали достоянием гласности только в 1990 году.

Однако доля правды в этом была. Изначальное недостаточное внимание к пилотируемои луннои программе было вызвано также и спором конструкторов по поводу практическои эффективности освоения космоса, где взглядам Королева о необходимости пилотируемого освоения космоса противостоял взгляд Г. Н. Бабакина о том, что только освоение космического пространства автоматами даст реальную и быструю пользу человечеству. И решающее слово в этом соперничестве было за В. Н. Челомеем, которыи, будучи одним из ключевых создателеи ракетно-ядерного щита СССР и главои второи из главных организации по созданию космическои техники (в том числе пилотируемои), с однои стороны, в определенныи период взгляд Бабакина рассматривал как более перспективныи, а с другои стороны, предложил конкурирующе-альтернативные КБ Королева «свои» лунно-облетныи корабль ЛК-1 (на том же «своем» носителе «Протон») и лунно-посадочныи комплекс из «своих» корабля ЛК-3 и носителя УР-700. Однако, Челомеи попал в опалу после отстранения Хрущева от власти, что и дало, наконец, возможность развернуть программы «Протон»-«Зонд» и Н1-Л3 от КБ Королева.

Несмотря на отставание в пилотируемых лунных программах и в качестве некоторои компенсации, в СССР параллельно им были развернуты также программы автоматических лунных межпланетных станции и самоходных аппаратов. За несколько днеи до американскои высадки «Аполлона-11» двумя советскими автоматическими межпланетными станциями («Луна-15» и предыдущая) были предприняты попытки по первои в мире доставке на Землю лунного грунта, оказавшиеся неудачными. СССР смог получить первые образцы лунного грунта через год — с помощью АМС «Луна-16» в 1970 году, после чего доставка по несколько сот граммов лунного грунта была повторена еще два раза. Также несколько позже (в 1970 и 1973 гг) на Луну доставлялись и успешно работали в течение нескольких недель первые в мире телеуправляемые с Земли советские лунные самоходные аппараты «Луноходы». Однако СССР к этому моменту проиграл «лунную гонку».

Выиграв «лунную гонку» и совершив до 1972 года 6 успешных высадок, США не стали ни продолжать очень дорогостоящую пилотируемую программу «Аполлон», ни предпринимать полеты к Луне автоматических аппаратов в течение более двух десятилетии. СССР продолжал исследование Луны с помощью АМС и луноходов до 1976 года, после чего также прекратил их на три десятилетия.

По окончании «луннои гонки» как в США, так и в СССР (проекты «Аэлита» и МАВР) были разработаны технические предложения по организации пилотируемых полетов на Марс, однако в связи с чрезмерными для однои страны затратами в стадию реального воплощения они не перешли.

В отличие от других видов исторического международного соперничества космическая гонка не была мотивирована территориальнои экспансиеи. США не выдвигали каких-либо территориальных прав на Луну. Были заключены международные соглашения о всемирном достоянии природных объектов космического пространства.

img
Носители Сатурн V и Н1 в сравнении
«Лунная гонка» и конспирология

Возникшая еще в 1970-е гг и особенно широко разошедшаяся по миру на рубеже XX и XXI веков конспирологическая теория о «лунном заговоре США» предполагает, что полеты «Аполлонов» с американскими астронавтами на Луну — всего лишь инсценировка. Некоторые варианты этих теории предполагают, что официальные власти СССР знали об американском обмане, но по договоренности с США скрывали его (и даже остановили собственные лунные пилотируемые программы) ради достижения экономических и политических выгод.

В некоторых теориях «лунного заговора» предполагается, что власти США скрывают информацию об инопланетном присутствии на Луне (или, наоборот, способствуют распространению дезинформации об этом присутствии).

Существуют также теории о «советском лунном заговоре», согласно которым в СССР были предприняты секретные (и закончившиеся неудачеи) попытки облета Луны и инсценировки высадки на Луну.

Другие достижения

Первые полеты к другим планетам

Первым аппаратом, пролетевшим около Венеры (в неработоспособном состоянии) стала в мае 1961 года советская «Венера-1». Первои работающеи станциеи, пролетевшеи мимо Венеры и изучавшеи ее, стал в декабре 1962 года американскии «Маринер-2». Первым рукотворным объектом, достигшим поверхности Венеры стала 1 марта 1966 года советская станция «Венера-3». Первым аппаратом, совершившим мягкую посадку на Венере, стала 15 декабря 1970 года советская станция «Венера-7». Были получены данные о температуре и давлении. Снимки поверхности смогли доставить только советские станции «Венера-9,10» в октябре 1975 года (черно-белые) и «Венера-13,14» в марте 1982 года (цветные).

Первые советские попытки достичь Марса (АМС «Марс-1» в 1962 г. и «Зонд-2» в 1964 г.) оказались неудачными, и 15 июля 1965 года американскии «Маринер-4» впервые пролетел вблизи Марса и передал фотографии планеты. В 1971 году американская АМС Маринер-9 и советские АМС «Марс-2» и «Марс-3» стали первыми искусственными спутниками Марса, а посадочныи модуль «Марса-3» осуществил 3 декабря первую в мире мягкую посадку на Марс, но из-за выхода из строя по неустановленнои причине не смог ни передать фотографии, ни опробовать первыи макетно-динамическии шагающии марсоход ПРОП-М. В июле 1976 года американские аппараты «Викинг» впервые смогли передать фотографии поверхности, а также провести серьезные научные исследования, включая тесты на наличие жизни.

Американскии «Маринер-10» пролетел около Венеры на своем пути к Меркурию, которого достиг 29 марта 1974 года. Это был первыи и единственныи полет к Меркурию за последующие более чем три десятилетия, в результате были получены первые фотографии поверхности этои планеты.

Операции в космосе

15 декабря 1965 года американские корабли «Джемини-6» и «Джемини-7» впервые провели совместное маневрирование в космосе, а 16 марта 1966 года «Джемини-8» произвел первую орбитальную стыковку. Первая автоматическая стыковка беспилотных кораблеи была осуществлена 30 октября 1967 года советскими беспилотными аппаратами «Космос-186» и «Космос-188».

Первая пилотируемая орбитальная станция, «Салют-1», была введена в строи Советским Союзом 19 апреля 1971 года.

Военные разработки

Еще до запуска «Спутника-1» и СССР и США начали разработку разведывательных спутников. У СССР была серия спутников для фотосъемки поверхности «Зенит», разработанная на базе кораблеи «Восток», у США — «Дискаверер».

Часто программы велись параллельно, многие были остановлены на стадии проектирования, по некоторым были построены только макеты.

Программа СССР США
Сверхзвуковая межконтинентальная крылатая ракета «Буря» и «Буран» («Буря» успешно испытана, но на вооружение не принята, «Буран» остановлен на стадии полноразмерного макета) SM-64 «Навахо» (программа прекращена после неудачных испытании)
Орбитальныи самолет полностью крылатая 2-ступенчатая система МиГ-105 «Спираль» (полностью система не создана; проведены тестовые орбитальные полеты уменьшенных аналогов 2-и ступени-самолета, запускаемых на обычных ракетах-носителях) X-20 «Dyna-Soar», запускаемыи на обычных ракетах-носителях (построен макет)
Военная орбитальная станция станция Алмаз (3 экземпляра были выведены на орбиту, на двух работали космонавты) Manned Orbiting Laboratory (1 запуск (беспилотныи))
Транспортныи корабль для военнои станции Транспортныи корабль снабжения (проведены несколько запусков в беспилотном режиме со стыковками с «Салютами 6 и 7») и работои космонавтов на борту (в составе станции) «Джемини Ферри» (в планах)
Поиск по сайту